Литературный портал

Современный литературный портал, склад авторских произведений

Ничто в природе не может существовать само по себе

  • 04.08.2020 14:44

 

Нежели более человек цепляется за жизнь, тем она предпочтительно меняется. Сама по себе реальность ни постоянна, ни изменчива — симпатия не подвластна определению. Но когда мы пытаемся подавить ее, во всем обнаруживается изменчивость; здесь как с тенью: нежели быстрей догоняешь, тем быстрей она от тебя убегает

«Эго» существует только что как абстрактное понятие: это абстракция, которую создает видеопамять, вроде того, как быстрое вращение факела создает химерический огневой круг. Мы, например, можем представить себе качество птицы в небе в виде линии, по которой она летела. Хотя эта линия так же воображаема, как линия географической широты. Держи самом деле птица не оставляет следа в небе — по правилам так же целиком, без остатка исчезает прошлое, с которого формируется, абстрагируясь, наше «эго». Поэтому всякая прикидка уцепиться за «эго» или опереться на него в своих поступках обречена получи разочарование.

При такой ясности сознанию становится очевидно, подобно как различие между мыслящим и мыслью, познающим и познаваемым, субъектом и объектом — чистая абстракция. Ни слуху ума с одной стороны и его переживаний с другой — есть всего-навсе процесс восприятия, в котором нечего захватить, ибо нет объекта, и некому перехватывать, ибо нет субъекта. Понятый таким образом процесс трепка нервов перестает цепляться сам за себя. Мысль следует из-за мыслью без разрыва, иначе говоря, не нуждаясь в часть, чтобы, разделившись, стать своим собственным объектом.

На паче глубоком уровне неведение — это незнание самого себя, бельмесость того, что всякое хватание оказывается тщетной попыткой соединить самого себя или, точнее, заставить жизнь удержать саму себя. Бо для того, кто познал себя, не существует дуализма «Я» и внешнего решетка. Неведение выражается в «игнорировании» того, что объект и субъект взаимосвязаны, точно две стороны медали, так что если один изо двоих гонится, другой убегает. Вот почему эгоцентрическое страсть господствовать над миром, захватить под контроль своего «Я» подобно ((тому) как) можно большую часть мира, скоро приводит к трудной проблеме контроля «эго» по-над самим собой.

Если мое «цепляние» за жизнь втягивает меня в распутный круг, как я могу научиться не цепляться? Как могу я силиться позволить всему быть собой, если само это работа как раз и является «не-позволением всему быть»? Иными словами — старательность не цепляться за что-то и есть цепляние, зане мотив тут один и тот же: страстное желание освободить себя от трудностей. Я не могу освободиться от сего желания, потому что это желание — то же самое, подобно как желание освободиться от него! Возникает знакомая, каждодневная психологическая положение «обратной связи»: проблема создается от того, что ее пытаются отрегулировать, беспокойство — от того, что беспокоятся, и страх боится самого страха.

Ни одна безделушка не обладает своебытием, или независимой реальностью, а существует точию в отношении к другим вещам. Ничто в природе не может быть в наличии само по себе: ни вещь, ни факт, ни живое тугарин, ни событие. Поэтому бессмысленно выделять нечто в качестве идеала и рваться завладеть им. То, что обособлено, существует лишь в отношении к своей собственной противоположности, затем что то, что есть, определяется тем чего нет: сладость определяется болью, жизнь — смертью, движение — покоем. Очевидно, словно наш ум не может создать представления о том, точно значит «быть», не создавая при этом противоположного представления о «не-быть»; опять-таки идеи бытия и небытия являются абстракциями простейшего переживания, такого, примерно сказать, как: в правой руке у меня есть монета, а в левой — как не бывало.

Наступает момент, когда это ощущение безвыходной ловушки, идеже все мы одновременно и ловчие, и дичь, достигает своей критической точки. Оно, в) такой степени сказать, «готово», «созрело». И тут происходит то, что Ланкаватара Сутра называет «переворотом в глубочайших пластах сознания». В данный миг всякое чувство принуждения исчезает, чувство напряженности (нежданно- слетает, и кокон, которым шелковичный червь обмотал себя самого, рвется, дай тебе выпустить его свободным, — крылатым мотыльком. Больше нет праздник озабоченности, которая, как заметил Кьеркегор, гнездится в тайниках души каждого обыкновенного человека. Идеалы, амбиция, уловки и самоутверждение уже не нужны, ибо теперь имеется возможность жить спонтанно, не стараясь быть спонтанным. Исчез и выборка — ибо ясно, что никогда и не было никакого «Я», которое могло бы приостанавливать «себя» под контролем.

Алан Уоттс: Путь Дзэн

Запись Ничто в природе безграмотный может существовать само по себе впервые появилась Составитель звезд.